Бесплатный хостинг Okis.ru

Аргументы - Факты

 

2011 год объявлен годом

"российской космонавтики"

 

    В честь 50-летия полета Юрия Гагарина 2011 год объявлен годом российской космонавтики. Соответствующий указ подписал 31 июля президент РФ Дмитрий Медведев, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу президента.

    Подписав документ, Медведев принял предложение правительства о праздновании в 2011 году годовщины первого полета человека в космос. В течение полугода правительство должно сформировать организационный комитет по подготовке к торжествам и утвердить его состав. Кроме того, правительство должно разработать и утвердить план праздничных мероприятий.

     Полет летчика-испытателя Юрия Гагарина в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Гагарин отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полета возле деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.

     Юрий Гагарин удостоен итальянской премии "За храбрость".

 

     Первый космонавт Юрий Гагарин назван лауреатом итальянской премии "За храбрость". Об этом РИА Новости сообщила одна из организаторов церемонии вручения Франческа Баронкелли (Francesca Baronchelli).

     Вручение золотой медали премии состоится 20 апреля в итальянском городе Брешиа. Медаль получит племянница космонавта Тамара Филатова. Как отмечается, на торжественной церемонии будут присутствовать сотрудники российского консульства в Милане и представители музея Гагарина.

     Премия "За храбрость" была учреждена в 2005 году спортивным Фондом Маццотти. По словам Франчески Баронкелли, премиями поощряется талант и изобретательность выдающихся людей в области культуры, науки и спорта. Учредители премии решили отметить заслуги Гагарина, так как "благодаря своей храбрости он не боялся смотреть с верой в будущее, а храбрость помогла ему объективно определить свои возможности и достигнуть своей цели".

      Юрий Гагарин, официально считающийся первым космонавтом Земли, не был первым. До его полета при попытке покорить космос погибли три советских летчика, сообщил в интервью "Интерфаксу" бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко.

      По словам Руденко, в 1957, 1958 и в 1959 годах с космодрома "Капустин Яр" в Астраханской области были запущены космические корабли, пилотируемые летчиками Ледовских, Шабориным и Митковым. Все эти летчики погибли, и их фамилии никогда официально не упоминались, утверждает Руденко.

      По сведениям Руденко, эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах - то есть они должны были не совершить целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки.

      "По-видимому, после серии трагических запусков руководство проекта полета человека в космос решило кардинально изменить программу и более серьезно подойти к вопросу подготовки пилотов - создать отряд космонавтов", - заключил Руденко.

        Выставленный на аукцион Christie's бортжурнал Гагарина вызвал панику в российских архивах

ПОДРОБНОСТИ:

[12.04 19:37] Бортовой журнал Юрия Гагарина выставлен на аукцион Christie's

 Представители всех связанных с космосом российских архивов весьма эмоционально отреагировали на появившуюся информацию о том, что бортжурнал первого космического полета выставлен на аукцион Christie's.

     "Такого просто не может быть, - заявилa "Газете.Ru" сотрудница пресс-службы РКК "Энергия" Мария Бочарова. - Никто не имеет права так поступать с ценнейшим для России документом!"

       Директор архива научно-технической информации Александр Шапошников сказал: "Мы все в шоке. Узнали о намечающемся аукционе вчера (т.е. в среду - Lenta.Ru) и сразу же получили указание от вышестоящего начальства проверить информацию и найти журнал любой ценой".

       Последнюю фразу директора архива надо понимать в том смысле, что, как он надеется, сообщение о продаже - этот просто утка, а сам бортжурнал никогда не покидал Россию, потому что его невозможно вывести законным путем.

        В Федеральной архивной службе России, которая дает разрешения на вывоз из страны исторических документов, также не скрывали эмоций.

         Вопрос о том, что кто-то хочет вывезти журнал за границу, даже не поднимался", - заявила "Газете.Ru" главный специалист этой службы Елена Новикова (именно она оформляет разрешения). "Если он действительно уплыл, то сделано это незаконно. Так иногда бывает", - добавила Новикова и заявила , что в этом случае последует официальный запрос с требованием вернуть бортжурнал.

         Елена Новикова напомнила в этой связи историю с автографами Бориса Пастернака, незаконно вывезенными из России и также всплывшими на аукционе Christie's. Тогда Федеральная архивная служба обратилась к руководству аукционного дома с требованием снять рукописи с продажи, и автографы в результате вернулись в Россию.

         Все российские архивариусы и космонавты, с которыми удалось связаться "Газете.Ru" говорят, что журнал Гагарина является для России ценнейшей реликвией и представляет собой памятник национальной культуры.

 Вместе с тем никто не смог сказать определенно, где же, собственно, должна была храниться реликвия.

      Александр Шапошников признал, что ему придется связаться с вдовой Гагарина, чтобы попытаться выяснить судьбу бортжурнала.

Впервые термин «космонавтика» появился в названии научного труда Ари Абрамовича Штернфельда «Введение в космонавтику» (фр. «Initiation à la Cosmonautique»), который был посвящён вопросам межпланетных путешествий. В 1933 году работа была представлена польской научной общественности, но не вызвала интереса и была издана лишь в 1937 году в СССР, куда в 1935 переехал автор. Благодаря ему же, в русский язык вошли слова «космонавт» и «космодром». Долгое время эти термины считались экзотическими, и даже Яков Перельман упрекал Штернфельда в том, что тот запутывает вопрос, выдумывая неологизмы вместо устоявшихся названий: «астронавтика», «астронавт», «ракетодром».

      В словарях слово «космонавтика» отмечено с 1958. В художественной литературе слово «космонавт» впервые появилось в 1950 году в фантастической повести Виктора Сапарина «Новая планета».

      Когда пришло время решать как определить статус Юрия Гагарина, совет из ведущих специалистов (среди них были Сергей Королев и Мстислав Келдыш) решил, что «космонавт» является более подходящим термином. С ноября 1960 года во всех официальных документах «пилот-астронавт» стал именоваться «лётчик-космонавт», но ещё в 1959 в приказах ВВС СССР писали: «произвести отбор астронавтов».

 Широкое распространение слово «космонавт» получило с 12 апреля 1961 года, после полета Юрия Гагарина. Однако Ожегов, в 4-м издании своего словаря, вышедшего в свет в конце 1960-го года пишет «космонавт - тот, кто будет совершать полёты в космос»[4]

                                    Использование термина

     Понятия космонавт и астронавт в большинстве языков являются синонимами, и, до окончания холодной войны, выбор того или иного названия чаще всего объяснялся политической приверженностью говорящего. В то же время существуют небольшие нюансы в практике использовании этих названий. Так, человек, начинающий тренировки по государственной космической программе, в США сразу именуется астронавтом (несмотря на это, пилотов ракетного самолёта «X-15», летавших на высоты более 50 миль, поначалу не было принято называть астронавтами), в СССР и в России - аналогично, но звание «Лётчик-космонавт» в России присваивается лишь после выполнения космического полёта.

    3 февраля 1994 года российский космонавт Сергей Константинович Крикалёв впервые совершил полёт в космос на борту американского шаттла, а 14 марта 1995 года американец Норман Тагард становится первым американцем, полетевшим в космос на российском космическом корабле «Союз ТМ-21».

      Людей, избравших полёты в космос своей профессией, сегодня называют «профессиональными космонавтами». До настоящего времени полёты профессиональных космонавтов готовили только правительства, однако с полётом в 2004 году частного корабля «SpaceShipOne» ситуация изменилась. Появилась новая разновидность профессионалов, подготовку и полёт которых теперь обеспечивают коммерческие компании. Кроме того, развитие космического туризма заставило НАСА и российское Федеральное космическое агентство принять к использованию ещё один термин: - «участник космического полёта».

                                             Исторические факты

Первый в истории космонавт - Юрий Гагарин. Он отправился в космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1».

Первый американский астронавт - Алан Шепард. 5 мая 1961 года, «Меркурий-3».

Первая женщина-космонавт - Валентина Терешкова, 16 июня 1963 года, «Восток-6».

Первый космонавт - гражданин азиатского государства - вьетнамец Фам Туан. Его полёт состоялся 23 июля 1980 года на борту корабля «Союз-37».

Первый космонавт - гражданин африканского государства - Марк Шаттлуорт (ЮАР), полетевший в качестве космического туриста на корабле «Союз ТМ-34» 25 апреля 2002 года.

Первый китайский космонавт - Ян Ливэй. 15 октября 2003 года, корабль «Шэньчжоу-5»

Самым молодым побывал в космосе Герман Титов, он совершил свой полёт в 25 лет на корабле «Восток-2».

В самом пожилом возрасте в космосе побывал Джон Гленн, ему было 77 лет, когда он участвовал в полёте «Дискавери STS-95».

Больше всего в космосе в рамках одного полёта работал космонавт Валерий Поляков - 438 суток.

Самый большой суммарный налёт в космосе имеет российский космонавт Сергей Крикалёв - 803 суток на 11 октября 2005 года.

Больше всего полётов (7 на 2003 год) совершили Джерри Росс и Франклин Чанг-Диаз.

Наибольшее расстояние от Земли преодолел экипаж «Аполлона-13»: - 401 056 км.

Первым неправительственным космонавтом стала Криста МакОлиф, одна из погибших при катастрофе шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года.

Первый космический турист - Деннис Тито отправился в космос 28 апреля 2001 года на корабле «Союз ТМ-32».

Первый частный космонавт - Майк Мелвилл, совершил полёт на «SpaceShipOne» 21 июня 2004 года.

 

Подготовка космонавтов

      Первые космонавты в СССР и США набирались из числа военных лётчиков и лётчиков-испытателей, однако потребности космонавтики в различных специалистах росли, и вскоре в космос полетели врачи, инженеры, учёные и представители других профессий.

      В России исторически сложилось три отряда подготовки космонавтов, это отряды РГНИИ ЦПК, РКК «Энергия» и ГНЦ ИМБП. На 31 мая 2008 года в России насчитывалось 33 активных космонавта и 7 кандидатов в космонавты.

      В отряде НАСА на 31 августа 2008 года состояло 90 астронавтов, кроме того, 28 человек числилось астронавтами-менеджерами.

      Лица, отобранные НАСА в качестве кандидатов в астронавты, получают серебряный знак астронавта, так называемые «Крылышки астронавта». После выполнения космического полёта им выдаются золотые «Крылышки астронавта». В соответствии со своей трактовкой понятия «космический полёт», Американские военно-воздушные силы награждают «Крылышками астронавта» пилотов, поднимавшихся до высоты свыше 50 миль.

      Кроме России и США свои отряды и группы космонавтов сформированы в других странах мира. Так, по данным журнала «Новости космонавтики», в корпусе астронавтов ЕКА числятся 8 астронавтов, национальный отряд астронавтов Канадского космического агентства CSA состоял в начале июня 2008 года из 4 астронавтов. В отряде астронавтов Японского аэрокосмического агентства JAXA также числятся 8 человек.

                                           Герман Степанович Титов

КРАТКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 г. в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края.

           

Его отец работал учителем в сельской школе, мать была домохозяйкой.

В 1953 г. Титов окончил среднюю школу в селе Налобиха (Алтайский край); в 1955 г. - 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС в городе Кустанай Казахской ССР; в 1957 г. - Сталинградское военное авиационное училище летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в городе Новосибирск, получил диплом с отличием и квалификацию "военный летчик"; в 1968 г. - Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского по специальности "Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним"; в 1972 г. - Военную академию Генерального штаба имени К.Е.Ворошилова. Доктор военных наук.

В 1957-1960 гг. Герман Титов служил в истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа.

С 1960 по 1970 г. находился в отряде космонавтов. Был дублером у первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина.

6-7 августа 1961 г. Герман Титов совершил космический полёт на космическом корабле "Восток-2", став космонавтом № 2. Продолжительность полета составила 1 сутки 1 час. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток.

Герман Титов сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов.

В 1966-1970 гг. Титов проходил подготовку в группе по программе "Спираль", принимал участие в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, Як-28, ЯК-25РВ и др.

В 1962-1970 гг. Герман Титов являлся депутатом Верховного Совета СССР.

С 1972 по 1973 г. Титов работал заместителем начальника 153-го Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Командно-измерительного комплекса (КИК) Главного управления космических средств (ГУКОС) Министерства обороны СССР.

В 1973-1979 гг. - заместитель, в 1979-1986 гг. - первый заместитель начальника ГУКОС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам.

С 1974 по 1979 г. Титов был заместителем председателя Государственной комиссии по проведению летно-конструкторских испытаний корабля 7К-С (позже 7К-СТ).

В 1973-1991 гг. являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем, в частности ОПС "Алмаз" и РН "Зенит".

С 1986 по 1991 г. Герман Титов был первым заместителем начальника Управления начальника космических средств (УНКС) МО СССР. С 28 мая 1990 г. помимо этого являлся и членом Военного совета УНКС МО СССР.

27 октября 1991 г. приказом МО СССР Герман Титов был уволен в запас в звании генерал-полковник авиации с объявлением благодарности и вручением Благодарственной грамоты.

В 1991-1992 гг. он был первым заместителем начальника Космических частей Министерства обороны СССР.

В 1992-1993 гг. Титов был президентом Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике "Космофлот".

С 1993 по май 1995 года работал заместителем председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса.

 

В 1995-2000 гг. Титов являлся депутатом Государственной Думы РФ. С 1999 по 2000 г. занимал должность президента Федерации космонавтики РФ.

Герман Титов - летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, Герой труда Демократической Республики Вьетнам, Герой Монгольской Народной Республики, Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария, лауреат Ленинской премии.

Титов награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, медалями, а также многими иностранными орденами.

Герман Титов был автором книг "700 тысяч километров в космосе", "Семнадцать космических зорь", "Авиация и космос", "Голубая моя планета", "На звездных и земных орбитах".

Герман Степанович Титов умер от сердечной недостаточности 20 сентября 2000 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

У него остались жена Тамара Васильевна и две дочери: Татьяна и Галина.

Именем Германа Титова назван кратер на Луне, подводная гора в Тихом океане, острова в Тонкинском заливе (Китай) и в заливе Ха Лонг (Вьетнам), Главный испытательный центр испытаний и управления космических средств, входящий в состав Космических войск России и расположенный в городе Кранознаменск Московской области. В этом городе открыт мемориальный комплекс, посвященный Герману Титову. Его имя присвоено лицею №1 Краснознаменска, в котором открыт музей космонавта.

В 1962 г. именем Титова была названа одна из улиц в Северном округе города Архангельска (район Первых пятилеток). В городе Красный Кут Саратовской области, в районе которого совершил посадку космонавт № 2, открыта мемориальная доска, посвященная этому событию. Также установлены бюсты в Чернигове и Барнауле.

В 2007 г. в честь Германа Титова, в Москве на здании Института космических исследований Российской академии наук была установлена мемориальная доска.

В июне 2009 г. именем Германа Титова назван пассажирский лайнер А-320 авиакомпании "Аэрофлот - Российские авиалинии".


 

 

 

Бесплатный хостинг Okis.ru
счетчик посещений